Заказ звонка

Отправить сообщение

Сообщение отправлено!

бизнес тренер
treningi3000
Назад

Перечень мягких навыков soft-skills и способы их развития

Введение

Почему-то до сих пор большинство людей думает, что успех зависит от уровня профессионализма в профессии. От того, насколько хорошо вы разбираетесь в своей непосредственной работе, будь вы инженером, программистом, маркетологом или швеей. У меня есть один очень хороший друг, который как-то сказал, что хороший специалист — это публичный специалист. Если вы профессионал, но никто об этом не знает и никто с вами не работает — какой в этом толк? Если вы отличный специалист, но не можете убедить в этом окружающих, заявить о себе на рынке, публично доносить свои идеи до других, то почему другие должны воспринимать вас успешным? Часто людям, которые хотят реализовать себя в обществе, не хватает не профессионализма, а умения быть эффективным лидером как по отношению к другим — вести за собой, так и по отношения к себе — вести себя и управлять своей эффективностью.

 

Если вы чуть более подробно начнете изучать тему лидерства, то узнаете, что вместо высокого уровня IQ настоящие лидеры обладают высоким уровнем EQ — эмоциональным интеллектом. Эти люди могут не уметь выполнять работу исполнителя, но умеют делегировать, брать ответственность за результат и принимать решения. Разумеется, вы должны быть профессионалом в своей области, но без должных «мягких» навыков (soft-skills) это, зачастую, не приведет к масштабированию вашего успеха.

В любом случае, каждый из нас всегда хотел бы настолько хорошо говорить, выступать, убеждать, планировать и зарабатывать, чтобы конкурентов на вас не нашлось. К сожалению, за время учебы в школах и вузах мы совсем не обрели навык самообразования, а делали то, что нам говорили делать. Помните ли хотя бы один предмет, на котором преподаватель собирал с группы студентов ожидания от того или иного семинара и действительно ориентировался на ваши потребности? Вообще система образования построена так, чтобы человеку думать особо не надо, а надо просто учить, не делать ошибок — это уже давно известный всем факт. Вот, кстати, самое опасное: существующая образовательная система учит бояться учиться, бояться ошибаться, бояться сделать что-то не так, иначе, чем другие. В итоге, большая часть населения боится или не умеет отстаивать свою позицию и права, принимать четкие и взвешенные решения, анализировать ситуацию (перед тем, как что-то делать), ну или другая крайность — делать, а не годы размышлять о том, что стоило бы изменить в своей жизни. В итоге, очень многие люди сталкиваются с тем, что для них обучение — это ноша.

В реальности обучение — интересный и неотъемлемый процесс в жизни каждого человека, который хочет сделать карьеру и стать лучшим профессионалом в своей отрасли или на своем рынке. Во многих российских компаниях, в отличие от западных, руководители до сих пор две трети рабочего времени отводят на что угодно, кроме как развитие персонала. Успешные компании уже давно внедрили систему обучения и развития, а наставничество — важнейшая функция любого руководителя. Без развития персонального не будет и развития карьерного.

 

Благодаря чему возможно ускорение вашего развития?

Осознанно выбирая определенные направления развития, вы начинаете обращать больше внимания на ситуации и действия, связанные с достижением избранных вами целей развития. Вы целенаправленно стараетесь получить именно тот опыт, который необходим для того, чтобы развиваться в нужном вам направлении. Таким образом, Вы не плывете по течению жизни, а движетесь туда, куда хотите, используя как запланированные шаги, так и новые возможности, возникающие в Вашей профессиональной деятельности.

Что мешает людям развиваться:

У меня есть хороший знакомый, назовем его условно «Иван». Иван 4 года постоянно приходит на все мои мастер-классы, тренинги и вебинары. Разумеется, он посещает еще и занятия в других проектах. Своеобразный тренинговый вампир — халявщик. Четыре года он ходит — за четыре года ничего в его жизни и не поменялось. Вечный студент. Хороший пример, отражающий, что просто ходить на образовательные события бессмысленно. Есть такие знакомые или вы увидели себя в каком-то из пунктов, то не волнуйтесь — это нормально: многое из вышеперечисленного легко исправляется и достаточно лишь чуть более осмысленно отнестись к персональному развитию.

 

А чем, собственно, опасно все вышеперечисленное?

Вы тратите свое время, энергию, силы на все, что угодно, только не на повышение собственной эффективности. Я называю такой подход «Окропим да помолимся» — люди подвергают себя всем тренингам подряд без разбора — «Авось чему-то научусь». Кто-то стоит на месте долгое время и теряет это самое время. Кто-то просто боится поверить во что-то большее, чем у него есть сейчас. Кто-то просто не верит в то, что у него что-то получится. Кто-то тратит свое время на то, чтобы возлагать ответственность за свой рост на кого угодно, кроме себя (например, на преподавателя, спикера или наставника). В любом случае у каждого человека существует огромное количество разного рода заморочек, которые мешают ему ускорить свой рост (по карьерной лестнице, в бизнесе или где — бы там ни было еще). И как только человек осознает, что же такое его тормозит, он начинает верить в себя, позволяет себе желать большего, берет на себя ответственность за свое движение в этой жизни — он сразу начинает замечать, как он сам начинает прыгать, как ему раньше казалось, выше своей головы.

И когда кто-то слышит, когда я говорю «Вот это вот мешает тебе развиваться и расти дальше. Если ты внедришь вот такой инструмент — ты сможешь получить то, что хочешь!», люди делятся на два клана: «Да забей» и «А что мне с этим делать или как внедрить?». Как вы понимаете в данном случае правильная и адекватная реакция человека со здравым смыслом задавать вопрос «А как я могу это внедрить и что из этого действительно мне нужно». Это старая история про то, что миром правят те, кто задает себе вопрос не «Почему?», а «Как?».

Вот очень важная мысль, возможно, самая главная в этой книге: научитесь мастерству (или усильте его) постановки вопроса перед собой «Как я могу добиться цели и решить проблему?» или «Как я могу усилить эффект от того, что делаю сейчас?».

Давайте посмотрим, когда развитие происходит:

Таким образом, надо понять одну простую истину: если вы реально хотите развиваться, действительно знаете к чему и зачем вы идете (и сформулировали это), понимаете, какие навыки вам надо развить и какие инструменты вы для этого будете использовать, то результаты не заставят вас ждать.

Топ самых необходимых Soft-Skills компетенций

У вас уже возник вопрос: «Так а чего мне развивать-то в итоге?». Давайте перейдем к самому интересному — обзору необходимого портфеля навыков для делового человека. В этом приложении я решил представить вам самые популярные и известные навыки, которые требуются для повышения уровня персональной эффективности (корпоративного сотруднкаа, управленца, предпринимателя, чиновника).

Существует два вида навыков: soft-skills и hard-skills.

Есть еще третья сторона вопроса — личность. В данном случае, я имею в виду совокупность ваших личностных черт и установок по отношению к окружающему миру, людям, успеху, поражениям, целям и так далее. В данной версии книги мы не будем затрагивать подробно этот вопрос, но знайте, что никакие навыки вас не спасут, если у вас не подготовленная личность. Например, если не уважаете и не любите своих сотрудников, то навык мотивации развить не получится, пока вы не измените отношения к сотрудникам. Нельзя также научиться продавать, если вы не испытываете почтения к своим клиентам, людям и своему продукту. Первично — ваше отношение к вещам и установки, а навыки — вторичны.

Вы можете найти множество разных классификаций навыков, а тут для простоты восприятия я решил разделить компетенции по четырем основным направлениям:

  1. Базовые коммуникативные навыки, которые помогают вам развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими. Эти навыки нужны всем.
  2. Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы.
  3. Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными.
  4. Управленческие навыки, которые требуются людям на этапе, когда они становятся руководителями любых бизнес-процессов и предпринимателями.

Коммуникация:

Управление собой:

Мышление:

Управленческие навыки:

Предпринимательские навыки:

При составлении этого списка возникла идея добавить еще и «Навыки предпринимателя». Сюда можно, конечно, указать такие навыки, как бизнес-планирование, финансовое моделирование, понимание маркетинговых процессов, навыки продвижения бизнеса и управления репутацией. Но так как мы говорим в основном о soft-skills, то я пришел к такому решению: предприниматель обладает (в идеале, конечно) всеми вышеперечисленными навыками. Вам может показаться, что в таком случае ему не хватает лишь рентгеновского зрения и умения летать, и, возможно, Вы будете правы. В этой модели предприниматель — идеальный пример супер-человека, накаченного самыми необходимыми навыками. Без них он будет спотыкаться на разных этапах развития бизнеса. Если обучить предпринимателя продвижению в Интернете, но не научить продавать и вести переговоры — все закончится плачевно. Он просто не сможет выстроить коммуникацию с клиентами, а возможно, даже и с партнерами, и коллегами. Большинство бизнесов рушатся не потому что предприниматель не нашел идеи (идеи не стоят ровным счетом ничего — большую часть идей для бизнеса уже давно придумали), а не смог ее реализовать по причине нехватки персональных компетенций.

Общие правила развития

Базовые рекомендации по персональному развитию, которые будут более подробно рассмотрены далее в книге.

Индивидуальный план развития

Индивидуальный план развития (далее ИПР) — это ваша собственная программа приоритетных целей развития, шагов и мероприятий, необходимых для достижения этих целей.

Вообще людям довольно свойственна хаотичность во многом. Часто они предпринимают шаги, не упорядочивая, не понимая системы в целом, просто используя отдельные элементы и инструменты. Например, ходят на разные мероприятия, но не могут составить единой картины. Или пытаются соблюдать правила здорового образа жизни, но очень частично: едят здоровую пищу, но не используют аэробные нагрузки; стараются научиться чему-то, но не совсем понимают, как с этим дальше жить, и в целом, для чего все это было.

Для того чтобы обучение было действительно эффективным (равно как и любая другая деятельность, управление проектом, например) надо эффективно поставить цель и спланировать процесс. Я расскажу кратко о том, как это сделать.

Самое главное: примите на себя ответственность за собственное развитие. Не перекладывайте ответственность на преподавателей в университете, тренеров в учебном центре и спикеров в бизнес — инкубаторах.

Методы развития навыков

Москва не сразу строилась. Равно как и ваши результаты по тем навыкам, которые вы хотите приобрести. Ниже я описал как эффективно использовать методы развития. Тренинги и семинары — освоение моделей успешного поведения в процессе разного рода обучающих мероприятий.

Самообучение — самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.

Поиск обратной связи — получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.

Обучение на опыте других и ментворкинг — выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.

Специальные задания (фоновые тренинги) — самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.

Развитие в процессе работы — поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.

Советы по тренингам и мастер-классам

Ментворкинг и обучение у других

Притча о птице и мудреце

Однажды мудрец купил на базаре птицу. Предвкушая вкусный обед, он направился домой. Вдруг птица заговорила.

— Не убивай меня, — сказала она, — В обмен на свободу я дам тебе три ценных совета. Подумав, старик согласился.

— Первый совет: никогда не верь тому, что кажется тебе чушью. Второй: трезво оценивай свои силы и никогда не берись за дело, преуспеть в котором у тебя мало шансов. И наконец, третий совет: никогда не жалей о содеянном добре.

Выслушав птицу, мудрец отпустил ее. Но, вспорхнув на дерево, она закричала:

— Ты глупец! Вчера я проглотила алмаз, и, если б не твоя доверчивость он достался бы тебе, и ты бы разбогател!

Разозлившись, старик полез на дерево, но, не удержавшись, сорвался и упал. Птица подлетела к нему.

— Ты выслушал мои советы и как будто даже понял их, а как дошло до дела, поступил совсем по-другому. Ну, скажи, зачем мне глотать алмаз? И разве ты не понимал, что в столь почтенном возрасте тебе не влезть на дерево? А про великодушие ты забыл сразу, как только в тебе заговорила жадность. С этими словами она улетела, оставив мудреца лежать на земле.

Вывод: многие то и дело совершают эту ошибку. Они советуются с проверенными экспертами, чтобы сделать правильный выбор, но, в конце концов, слушаются излишне оптимистично настроенных людей с богатым воображением. Необоснованный оптимизм пробуждает жадность, а это слишком сильное чувство.

Саморазвитие

Пользование обратной связью

Обратной связью (далее ОС) можно назвать реакцию человека на ваши действия или бездействия. В последнее время многие ждут от других и запрашивают обратную связь, одновременно с этим, относясь к ней либо в формате «Ого, надо сразу же внедрить!» или «Да что ты говоришь? Иди ты со своей обратной связью, я сам знаю как лучше». Как Вы понимаете, ни первый, ни второй вариант не поможет Вам эффективно внедрить полученную информацию или, наоборот, от внедрения отказаться. Есть важное правило: ответственность за то, принимаете вы обратную связь или отвергаете ее, лежит на вас. Вы можете прислушаться, а можете просто сказать человеку «Спасибо!» и отложить информацию в «нижний ящик». Запомните: любая обратная связь очень субъективна и человек, дающий ее, дает через призму своего опыта и своей картины мира. Понятно, что ваши картины мира могут отличаться.

Развитеи в процессе выполнения новых задач

Фоновые задания

Есть еще прекрасный инструмент: фоновые задачи. Вы берете на день-два-три некоторую обязанность соблюдать конкретное правило. Например, Вы хотите сформировать образ уверенного в себе человека: ходите два-три дня с высоко поднятым подбородком и прямой спиной. Вживаетесь, так сказать, в роль уверенного человека. Или Вы узнали, что часто во время переговоров или рядового общения с друзьями начинаете свой разговор со слова «Нет», а это мешает достигать целей в общении. Вы в течение двух- трех дней начинаете ответ на вопрос любого человека со слова «Да», даже если дальше высказываете противоположную вашему собеседнику позицию. Ну и так далее.

То есть Ваша задача: найти что-то, что Вы хотите развить в себе (или от чего хотите избавиться), и в течение нескольких дней концентрироваться исключительно на этом.

И вот важный момент: если Вы нарушили правило, то платите человеку сумму (10-50-100 рублей — не важно). Если вы обещали себе весь день не говорить слова «Нет», то за каждое нарушение платите тому, кому сказали «нет» 50 рублей. Если обещали себе ходить целый день только с прямой спиной, но нарушили обещание — 50 рублей. Обещали себе формулировать мысли максимум в одно-два предложения, а в результате говорите по полчаса — 50 рублей. И так далее. Я отучался даже от самых вредных привычек в течение 3-4 дней выполнения фонового задания. Мне было довольно неприятно выкладывать впустую деньги. Хотя лучше это воспринимать как инвестицию.

Что важно, если Вы решили работать с этим инструментом:

Советы по самокоучингу

Каждый день мы сталкиваемся с разными задачами и проблемами, которые необходимо решать. Каждый день, месяц, квартал, год. Порой мы прибегаем за помощью к людям, которые либо помогают нам решить проблему с помощью советов и рекомендаций, либо к людям, которые помогают нам решить проблему, просто задавая в опросы (они знают, как это делать) и вы сами находите решения. Первые — это, скорее, консультанты. Вторые — коучи. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда общались с человеком, выговаривались о своих проблемах, а пока повествовали весь этот поток информации структурировался и вы внезапно (может быть с парочкой вопросов от собеседника) находили решение проблемы и в результате наступало чувство легкости: ура, я придумал и понял, как решить задачу. Было такое?

Вы можете и сами быть себе коучами. Навык самокоучинга помогает грамотно самостоятельно задавать себе вопросы и самому же р е-шать проблемы быстрее и эффективнее. Это касается и сложностей в бизнесе, и в карьере, и в повседневной жизни. Это касается и повседневных вопросов и проблем, которые мучили годами. Порой 30 минут анализа хватает, чтобы решить проблему. К тому же в отличие от консалтинга, где ответственность за решение лежит на советующем, в коучинге вы берете ответственность за решение на себя. Поэтому дальше, если у вас не получается решить проблему, то будете немного злиться, ибо переложить ответственность на других, на меня, на семью, на начальника, на партнера или конкурента не получится.

И еще один очень интересный факт: решение любой проблемы всегда уже у вас есть. Если вы знаете и помните это, то вам просто предстоит найти это решение в самом себе.

Вот несколько вопросов, которые помогут Вам «включить голову» :

В идеале, конечно, на первое время в помощь нужен коуч. Даже у коучей есть свои коучи — это очень помогает. Коуч мотивирует и помогает найти решение. Найдите себе коуча, один раз в неделю или три раза в месяц встречайтесь с ним: он поможет вам ответить на вопросы, спланировать дальнейшую работу над собой или проектом, направит ваше мышление в нужное русло, поможет структурировать имеющуюся информацию в голове, и будет поддерживать и искренне верить в Ваш успех!

Примеры навыков

В этой части книги я приведу примеры идеально развитых soft-skills компетенций для того, чтобы вы могли оценить себя и понять, какие из них вам необходимо развивать и на чем делать акцент. Я представлю вам компетенции, которые мы рассматриваем, подробно изучаем и практикуем на программе «Open soft-skills program for career & business» и приведу к ним несколько примеров того, в чем конкретно они проявляются. Если попросить вас оценить навык продаж или постановки задач сотруднику, то наверняка вам потребуется время для размышления о том, а по каким критериям вы будете оценивать эффективность и развитость навыка. В профессиональном сообществе эти проявления навыка называются «поведенческие индикаторы». Как вы можете это использовать? Ознакомьтесь с интересующими навыками и оцените свое владение ими по пятибалльной шкале.

Могу немного помочь: важно себя не переоценить и не недооценить. Постарайтесь наиболее честно ответить себе — на каком уровне у вас находится та или иная компетенция. Далее вы сможете использовать это для наиболее эффективного составления своего индивидуального плана развития, о котором говорилось выше.

Базовая коммуникация

В чем смысл навыка: эффективно обеспечиваете двухсторонний обмен информацией в своих интересах и интересах собеседника.

Идеальные проявления компетенции:

Навыки развития и поддержания бизнес-отношений (нетворкинг)

Смысл: умеете выстраивать долгосрочные доверительные отношения с партнерами и клиентами.

Идеальные проявления компетенции:

Навыки убеждения и аргументации

Смысл: эффективно добиваетесь поставленных целей в спорных вопросах, при этом сохраняя и укрепляя отношения с собеседниками.

Идеальные проявления компетенции:

  1. Осмысляете точки зрения собеседников и адекватно на них реагируете
  2. Достигаете своих целей, принимая во внимание цели оппонентов
  3. Выбираете оптимальную стратегию поведения при споре, максимально направленную на достижение целейВнушаете уверенность в значимости своих аргументов
  4. Используете при аргументации референтные ресурсы
  5. Раскрываете суть проблемы и эффективно презентуете предлагаемые решения
  6. Используете «невидимую» стратегию спора: делаете так, что собеседник не замечает процесса переубеждения
  7. Приводите общение к компромиссным или взаимовыгодным решениям и вырабатываете беспроигрышные методы достижения согласия.
  8. Адекватно реагируете на наличие у других людей иных точек зрения и умеете применять полученную информацию

Управление конфликтами

Смысл: контролируете свое состояние в конфликтных и стрессовых ситуациях, находя и реализуя наиболее оптимальное решение, удовлетворяющее решение всех сторон конфликта.

Идеальные проявления компетенции:

  1. Быстро распознаете приближение конфликтной ситуации и принимаете меры для утилизации конфликта
  2. При возникновении конфликта обсуждаете возможные пути решения и ищете пути примирения с оппонентами
  3. Выбираете необходимую и оптимальную стратегию поведения в конфликте (уход, компромисс, сотрудничество, уступки)
  4. Остаетесь открытым для решения конфликтных ситуаций, не занимаете оборонительное положение
  5. Не избегаете конфликта, а подходите к его решению со всей решимостью и рациональностью
  6. Поощряете оппонентов открыто обсуждать острые и конфликтные вопросы
  7. Берете во внимание факты, а не громкие аргументы или эмоциональные вспышки
  8. Устраняете противоречия между людьми при помощи убеждений, дипломатии и логики, не переходите на личности
  9. Используете инструменты «психологического айкидо» для улаживания конфликтных ситуаций предотвращения эскалации
  10. Стремитесь устранять конфликты таким образом, чтобы после этого можно было сохранить продуктивные отношения

Навыки планирования и управления временем

Смысл: максимально результативно планируете и распределяете свое время.

Идеальные проявления компетенции:

  1. Расставляете приоритеты для задач в соответствии с их важностью и срочностью, сосредотачивая усилия на наиболее важном
  2. Стремитесь к минимизации тайм-киллеров в своем графике
  3. Регулярно и системно следуете запланированному графику
  4. Гибки в планировании своего времени: при жесткой необходимости способны адаптировать свой график без сильной потери качества выполнения задач
  5. Эффективно делегируете задачи (которые возможно делегировать) и контролируете ход их выполнения
  6. Умело используете инструменты планирования, такие как сетевой график и «диаграмма Ганта».
  7. При планировании умело используете инструмент SMART: проверяете поставленные цели и задачи на конкретность, измеримость, реальную возможность ее достижения, актуальность и точно закрепляете временные рамки.
  8. Эффективно используете средства для планирования и распределения времени (ежедневник, outlook или гугл-календарь и прочее).
  9. Уважаете время других людей.

Работа с информацией и принятие решений

Смысл: принимаете своевременные и оптимальные решения на основании проведенной аналитической работы.

Идеальные проявления компетенции:

  1. Выделяете объективные критерии, которым должно удовлетворять решение
  2. Собираете необходимую информацию о проблеме. Используете для этого несколько разных достоверных источников
  3. Определяете, какой информации не хватает для четкого понимания ситуации
  4. Систематизируете с обранную информацию, эффективно представляет ее в виде графиков, диаграмм, схем
  5. Качественно анализируете собранную информацию и выделяете все факторы, влияющие на проблему. Расставляете приоритеты, определяете, какие факторы являются наиболее значимыми, а какими можно пренебречь.
  6. Оцениваете возможные риски и последствия выбранных решений
  7. После окончательного принятия решения и его внедрения, анализируете его последствия — насколько удачным оказалось решение, все ли значимые факторы были учтены, что необходимо было сделать иначе или изменить в перспективе.
  8. Умеете рассматривать и оценивать ситуацию, проблемы, риски и решения с разных позиций и уровней восприятия.
  9. Эффективно выстраиваете причинно-следственную связь
  10. В стрессовых и цейтнот — ситуациях принимаете решения на основании имеющихся данных и фактов, а не только эмоций.

Лидерство и командная работа

Смысл: создаете среду, в которой поощряются различия между людьми и приветствуется здоровая конкуренция, обеспечивающие достижение наилучших результатов для команды.

Идеальные проявления компетенции:

Базовые навыки продаж и переговоров

Смысл: продаете продукты, услуги, идеи и решения с акцентом на интересы и потребности клиентов/собеседников с успехом отвечая на все вопросы и возражения.

Идеальные проявления компетенции:

Публичные выступления и презентации

Смысл: демонстрируете уверенные навыки подготовки к публичному выступлению, вовлечения аудитории и удержания внимания участников, умеете создавать и проводить динамичные, эффективные и конструктивные выступления.

Идеальные проявления компетенции:

Проектное мышление

Смысл: осмысленно используете инструменты управления проектами в любой деятельности, ориентируясь на баланс качества результата, затрат и сроков.

Идеальные проявления компетенции:

Завершение

В заключении хотел бы напомнить следующие, на мой взгляд, самые важные мысли:

 

Автор: Владислав Шипилов — предприниматель, бизнес-тренер, основатель «SBA University»

Оригинал

Смотрите также:  ЧЕТЫРЕХШАГОВАЯ МОДЕЛЬ «Я – СООБЩЕНИЯ». ТЕХНИКА
Поделиться:
Все подарки


Политика конфидициальности

Книга деньги и любовь, законы притяжения


Пять шагов к большим деньгам


Техники для бизнеса, роста, любви и жизни!


Наверх